Публикации

Морские ворота России

28 февраля 2024 года Восточный порт отметил свой 50-летний юбилей. Именно столько лет прошло с тех пор, как на побережье Японского моря в живописной бухте Врангель уютно расположился один из самых важных и крупных портов нашей страны. История его насчитывает всего полвека, но она так переполнена событиями, что можно написать не одну книгу.

Давайте окунемся в недавнее прошлое и вспомним, как все начиналось.

Предпосылки строительства порта

Быстрое развитие Советского Дальнего Востока в 60-е годы XX века открыло большие возможности для расширения экономических и торговых связей между Советским Союзом и ее соседкой Японией. Существовавшие на тот момент в Приморском крае порты уже не справлялись с возрастающими потребностями и сложными задачами, которые возникали перед нашими странами. Так зарождалась идея о совместном советско-японском строительстве нового порта. Но переговоры по этому вопросу проходили не так гладко, как хотелось бы: поначалу наша страна не нашла поддержки у японской стороны. Но довольно скоро необходимость постройки нового порта для расширения внешней торговли стала настолько очевидной, что в 1970 году в г. Токио было подписано соглашение о сотрудничестве между СССР и Японией создании Восточного порта.
Ф 1684 МИН 338-4 Торжественная передача символического ключа от порта строителями эксплуатационникам. Лесной причал 1973 год.

Первые шаги

Первая страница истории будущего порта была открыта 2 сентября 1970 года. Оно ознаменовалось прокладкой самых трудных, метров дороги в обход сопок.

А 5 ноября 1970 г. бухта Врангель затихла … Не слышно было работающей техники и голосов людей, лишь море тихонько плескало о берег. И раздался взрыв! Первый взрыв, взметнувший к небу тысячи кубометров земли.. Первый взрыв на территории будущего порта. Он прогремел в 16 часов 15 минут. Строительство началось.

Здесь первый взрыв,

Раздвинув горы,

начало стройки известил

и на безлюдные просторы

пришел их новый властелин.

Девятым валом пятилетка

Вдруг разбудила берега:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ПОРТ –

На карте метка

Отныне встала на века…


Из поэмы Л. Ефимкова «Восточный порт»


В следующем, 1971 году, все силы были направлены на строительство базы, для чего был создан плавстройотряд под командованием Анатолия Стогова. Необходимо было не только строить портовые объекты, но и мастерские, контору, котельные, столовые и склады, жилье для работников порта. В ноябре в бухту Врангель прибыло пассажирское судно «Приморье». Этому теплоходу суждено было стать первым общежитием для строителей.
Ф 1676 Строительство порта. Плавучий кран Богатырь 1977 год
Ф 1681 Строительство угольного комплекса 1976 год

Добровольцы

17 апреля 1971 года стал знаменательным днем в истории порта. Над бухтой Врангеля взметнулся флаг Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Мысли и мечты тысяч юношей и девушек всей нашей необъятной страны устремились к берегам Тихого океана. Заявок на право участия в строительстве Восточного порта было так много, что, казалось, весь Советский Союз участвует в грандиозной стройке. Письма некоторых добровольцев до сих пор хранятся в фондах Музейно-выставочного центра г. Находки. Писали люди самых разных профессий:

«Прочитал статью в «Комсомольской правде» о стройке. Всегда мечтал строить гидроэлектростанции, поворачивать вспять реки. Отслужил армию. Моя специальность – шофер. Если вам нужны шоферы…». Это письмо Виктора Мосунова пришло из Марийской АССР.

В другом письме свердловчанин Анатолий Дерябин выражает готовность приехать уже вместе со всей семьей.

Из г. Красноярска пишет уже целый небольшой коллектив, с просьбой прислать вызов на стройку для шести человек.

Интересно письмо от семьи Жуковых, работавших на тот момент в Вишерской геологоразведывательной экспедиции: «Мы, безусловно, понимаем, что работы по специальности может сразу и не найтись. Можем выполнять любую нужную и важную работу. Если стройке могут быть полезны две пары рук, то по получении вызова готовы выехать тотчас».

Десятки, сотни подобных писем со всех уголков страны. Бульдозеристы, крановщики, трубоукладчики, сварщики, повара, бухгалтеры, машинисты, мастера по металлу – специалисты самых разных профессий готовы были по зову сердца мчаться на другой край света, чтобы участвовать в большом деле. Не все они были опытными специалистами. Но все - романтиками. Дальняя дорога, бытовая неустроенность, тяжелая работа – ничто не пугало их. Они были добровольцами.

Подать первый строп

Нельзя не упомянуть человека, с чьим именем связано рядовое, на первый взгляд, но очень важное для строителей порта, событие. Оно произошло 27 декабря 1973 года, когда Государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первого перегрузочного комплекса. И в этот же день пришвартовалось к причалу первое транспортное судно «Шадринск», определенное под погрузку леса для Японии. Прозвучала команда: «Подать первый строп!». Это, во многом символичное, действие, осуществила лучшая комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая Тарасом Олинкевичем из Находкинского торгового порта. В этот день его бригада в полном составе перешла на работу в новый порт. Многие ее представители были в последствии награждены правительственными наградами: «Орденом Трудовой Славы», Орденом «знак Почета», Орденом «Дружбы народов».
Ф 435 мин 44-3 (1)Муниципалитет г. Окленнд. Подписание Соглашения о породнении. Крайний слева - Васянивич В.А.

Я научусь

Ветераны Восточного порта вспоминают трогательную историю Тамары Конюховой, приехавшей на стройку, когда ей еще не было 18 лет. Немало труда ей стоило просто попасть сюда: даже из домовой книги не хотели выписывать по причине несовершеннолетия. А она – горела мечтой работать на новой стройке, ходила в горком комсомола, партии, просила, доказывала, убеждала. И добилась - таки своего. Приехала в б. Врангель – специальности никакой, опыта нет. Только горящие глаза и жаждущие работы руки. И – первое разочарование. В одну из известных бригад ее не приняли. Так и сказали, мол, не умеешь еще ничего. Нужна специальность». Слезы брызнули от обиды, но Тамара твердо сказала: «Я – научусь». И научилась. Стала одним из лучших штукатуров порта.

«Петр Первый» Восточного порта

История выдвигает людей, а люди делают историю. Иногда даже не замечая этого.

«Петр Первый» Восточного порта - так в шутку называли его первого начальника. На эту должность Виктор Андреевич Васянович был назначен 14 ноября 1974 года. Молодой, энергичный, активный, специалист своего дела – именно такой человек, сам в недавнем прошлом комсомолец, и был нужен, чтобы возглавить масштабную молодежную стройку. Виктор Андреевич курировал строительство нового порта и знал его, как свои пять пальцев.

Многие люди, лично знавшие Васяновича, отзываются о нем как о прекрасном организаторе, справедливым и требовательным руководителе. Каждый свой день он начинал с посещения самых важных на тот момент участков строительства, знал поименно не только портовиков, но и их семьи. Любой из работников порта мог подойти и обсудить различного рода вопросы в любое время. Виктор Андреевич считал Восточный порт самым перспективным Дальневосточным портом и заботился не только о строительстве, но и о личных, бытовых нуждах работников. Поэтому наряду с производственными объектами, строились объекты соцкультсбыта: школы, детские сады, дом культуры, спортзал. Для них покупалось лучшее оборудование, аппаратура и спортинвентарь. В 1970-ых годах была популярна такая шутка: «Если Васяновичу, Быкову и Любенко дать по мешку денег, что они с ним сделают? Васянович — раздаст деньги, не выходя из приемной. Любенко — раздаст, дойдя до проходной района. Быков — пройдет весь порт и полмешка принесет обратно».

Популярность Восточного порта росла, его посещало множество делегаций из разных стран. Только в 1978 году их было более двухсот. Виктор Васянович встречал их сам и показывал порт. Поэтому его стали называть «главным экскурсоводом порта».

Семнадцать лет его жизнь была неразрывно связана с Восточным Портом, который стал для него судьбой. Виктор Андреевич награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалью за доблестный труд к 100-летию В. И. Ленина, Орденом «Знак Почета». В его честь названа улица микрорайон Врангель и поставлен памятник. Местом для установки памятника выбран центральный сквер Врангеля - излюбленное место встреч и отдыха жителей поселка. Сам памятник представляет собой отлитый из чугуна бюст, установленный на четырехметровом постаменте. Автор работы - известный скульптор, член Союза художников России Евгений Самбурский.

Традиции порта живы

В память о грандиозной стройке, развернувшейся на берегах Тихого океана, на территории Восточного порта в 1978 г. установлена мемориальная доска с надписью «Строительство Восточного порта ведется по решению XXIV съезда КПСС. Первый причал сдан в эксплуатацию 17.12.1973 г. Первым обработанным судном был теплоход «Шадринск». День 17 декабря отмечается как день рождения Восточного порта.

За прошедшие десятилетия произошло немало событий, сменились несколько поколений работников порта, его статус, появились новые производства и оборудование, современная техника. Но неизменными остались традиции, заложенные как первыми, так и последующими поколениями строителей. Праздники и памятные даты, которые люди помнят до сих пор: День бригады, День рождения порта, День первого причала, День открытия бухты, День молодежи порта, День работников морского и речного флота и многие другие. У Восточного появился свой музей, рассказывающий о людях порта и истории его строительства. Проводятся красочные и веселые праздники, соревнования и спартакиады, дни семейного отдыха, для сотрудников организуют туристические походы и поездки, посещение спектаклей и концертов. Словом, поселок живет полноценной жизнью, идет в ногу со временем. И хранит свою историю. Историю небольшого поселка и большого труда.

Хочется закончить словами поэта – строителя В. Коваленко: «Внесут на все земные карты, наш порт, наш город и наш труд!» Слова его сбылись: Порт Восточный теперь известен во всем мире.
Ф 211 мин 29-6 Восточный порт 1978 год Склад технологической щепы
Ф 1685 МИН 338-4 Вид на строительство контейнерного терминала 1975 год
Ф 1686 МИН 338-4 вид на бухту Врангель. 1972 год