Публикации

Капитан А.А. Болтин и его судьба

Александр Арсеньевич Болтин родился 13 августа 1832 г. в с. Георгиевском Холмского уезда Псковской губернии в семье отставного помещика 14-го класса Арсения Александровича и его жены Евлампии Михайловны. В 1841 г. отец Александра Болтина неожиданно умирает, а мать продает поместье Георгиевское и переезжает в соседний Даньковский уезд, где жили много численные родственники. Здесь и прошли детские годы будущего капитана.


Род Болтиных был одним из самых заметных среди дворянских фамилий и имел свой герб. В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи», помимо рисунка герба и его описания, помещена краткая информация о происхождении Болтиных:


«Предок рода Болтиных Мурза Кутлубага, а по крещении названный Георгием,

выехал из большой Орды. У сего Георгия был сын Михайло Юрьевич, по прозванию Болт, коего потомки Болтины Российскому Престолу служили наместниками, стольниками, воеводами и в иных чинах, и жалованы были от Государей в 7001/1496 и других годах поместьями. Все сие доказывается жалованными на поместья грамотами, справкой разряднаго архива и родословной Болтиных.»


В 1849 г., в возрасте 17 лет, Александр Болтин поступает на службу в Балтийский

флот, в 24-й флотский экипаж, и получает звание юнкера. Сначала юнкера приписывают к команде фрегата «Паллада», а затем командируют на бриг «Улисс», на котором юнкер А. Болтин и совершает свое первое плавание. В 1851 г, после успешной сдачи экзаменов, которые принимала Особая комиссия Морского ведомства в Морском кадетском корпусе, Александр Болтин был произведен в мичманы и зачислен в 24-й флотский экипаж, а затем откомандирован на бриг «Полинур». По итогам плавания он написал статью «Несколько слов о бриге «Полинур», которая была напечатана в декабрьском номере известного журнала «Морской сборник» за 1851 г.


В 1852 г. Александра Болтина направляют на фрегат «Паллада», который готовится к экспедиции с дипломатической миссией вице-адмирала Е.В. Путятина в Японию. О плавании фрегата «Паллада» написано немало книг – и научных, и художественных. В очерках о путешествии «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, участника экспедиции, есть упоминания о мичмане Александре Болтине - хорошем товарище, бесстрашном и находчивом молодом офицере, художнике, чьи навыки помогли в топографической съемке восточных берегов. Плавание на Дальний Восток было долгим и сложным, участникам экспедиции пришлось пережить немало, один такой опасный эпизод описал и сам Болтин в статье для «Морского сборника» - «Шторм в Восточном океане, выдержанный фрегатом «Паллада» (1855 год, № 7). Помимо чисто технических данных о том, под какими парусами шел фрегат, как их меняли, много и художественного описания морской стихии, обрушившейся на корабль посреди океана.


Весной 1854 г. на Дальний Восток пришло сообщение о разрыве дипломатических отношений с Англией и Францией, началась подготовка к военным действиям. Мичман А. Болтин получил назначение на должность старшего офицера на фрегат «Аврора» и служил в Николаевске при постройке береговых батарей. За безупречную службу и примерное поведение 4 ноября 1854 г. Александр Болтин произведен в лейтенанты, а уже через три месяца, 9 февраля 1855 г. - в капитан-лейтенанты, что по меркам того времени означает большое поощрение. В послужном списке офицера указано, что он «находился в военном действии на Амуре с 1 июня 1855 г. по 10 июня 1856 г.». 26 апреля 1856 г. он получил бронзовую медаль на Андреевской ленте в «Память минувшей войны 1853 и 1856 г.».


В 1856-1857 гг. А. Болтин командовал транспортом «Иртыш», затем пароходом

«Амур» и выполнял особые поручения командования. В Российском государственном архиве Дальнего Востока (г. Владивосток), находится переписка о командировках капитан-лейтенанта Болтина на о. Сахалин для осмотра каменноугольных месторождений и в экспедицию по р. Амгунь для ознакомления с жизнью малых народов. В донесениях капитан-лейтенанта, помимо ответов на задачи, поставленные перед поездкой, описаны и трудные условия путешествий, и какую смекалку проявляли казаки со своим командиром в поездке.


В 1858 г. Александр Болтин был назначен командиром самого быстроходного корабля Сибирской флотилии – пароходо-корвета «Америка» и награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В 1859 г., под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, «Америка» совершила историческое плавание, прославившее и пароход, и его команду. Первым пунктом захода был японский порт Хакодате, после этого «Америка» под командованием А.А. Болтина и по указанию генерал-губернатора отправилась в Китай, по пути решив осмотреть берега Приморья между мысом Поворотный и устьем реки Туманная. В этот момент были открыты и получили свои названия бухта Находка, заливы Америка (Находка), Амурский и Уссурийский, полуостров Муравьева-Амурского, острова Путятина, Русский, Аскольд и ряд других географических объектов. По итогам исследований в 1859 г. была составлена и напечатана первая карта залива Петр Великий, с указанием, что осмотр берегов залива Америка и гавани Находка произведен экипажем пароходо-корвета «Америка».


В 1859 г. Александр Болтин женился на иркутской красавице, дочери надворного

советника Александре Владимировне Геблер. 5 июля 1860 г. у него родился первый сын - Владимир, 17 февраля 1862 г. – сын Арсений.


В течение 1860-1866 гг. А.А. Болтин «сам командиром» на пароходо-корвете

«Америка» ходил по реке Амур, к берегам Японии, Китая, Кореи; в 1962 г. произведен в капитаны 2-го ранга; был награжден орденами Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 2-й степени. В Российском государственном архиве Военно-Морского флота хранятся и доступны для исследователей многочисленные рапорта Александра Арсеньевича, написанные в этот период и свидетельствующие о непростой службе экипажа пароходо-корвета и его командира в морях Дальнего Востока.


В марте 1866 г. Александр Арсеньевич Болтин получил звание капитана 1-го ранга с переводом в Балтийский флот, но отбыл в Кронштадт только после 11 мая 1867 г., когда он сдал пароходо-корвет преемнику. Как указано в послужных списках, к моменту окончания службы на Дальнем Востоке Александр Арсеньевич «был вдов от первого брака».


В марте 1870 г. капитан 1-го ранга А.А. Болтин уволился со службы по болезни,

переехал в г. Одесса и поступил на службу в РОПиТ (Русское общество пароходства и торговли) в качестве капитана парохода «Аксай». После крушения парохода «Аксай», в котором не установлено вины капитана, Александр Арсеньевич некоторое время служил в одесской конторе РОПиТ, а затем капитаном парохода «Бельбек».


В Одессе Болтин женился на молодой вдове Елизавете Николаевне Розетти, у них родились три дочери – Елена, Александра и Неонила.


В 1885 г. градоначальником Одессы стал контр-адмирал П.А. Зеленой, двоюродный брат А.А. Болтина и давний товарищ по плаванию на фрегате «Паллада». Зеленой пригласил Александра Арсеньевича поработать в канцелярии градоначальника, а в 1889 г. назначил его брандмайором пожарных подразделений Одессы. Несмотря на отсутствие опыта в пожарном деле, Болтин очень гордился этим назначением, лично выезжал на все пожары и много сделал для развития службы в городе. Он организовал в Одессе пожарное общество и пожарную команду добровольцев, добился разделения города на участки, охраняемые ночными сторожами для раннего обнаружения пожаров, и создания трубоочистительных отделений. Был разработал план пожарной реформы, которой, к сожалению, не удалось воплотить в жизнь. В мае 1898 г. Александр Арсеньевич получил сильную травму на пожаре, лечился в больнице, а немного позже, после особенно сильного пожара, унесшего жизни людей, ушел на пенсию.


Живя в Одессе, А.А. Болтин много времени посвящал рисованию. Он близко общался с местными живописцами, присутствовал на их встречах – так появились шаржи художника Г. Головкова на Александра Арсеньевича, участвовал в выставках. Одна из картин этого периода – «Корабль в порту» - хранится в собрании Национального музея Украины «Киевская картинная галерея». 11 репродукций рисунков А.А. Болтина, представленных на выставке «Капитанские истории» в Музейно-выставочном центре г. Находка, получены из Российского государственного архива ВМФ.


Сюжеты картин Александр Арсеньевич отражают его любовь к морю и память о

событиях далекой молодости – «Бриг «Улисс», Ураган (фрегат «Паллада») и др. Несмотря на время, прошедшие после отъезда с Дальнего Востока, очень часто он изображал пароходо-корвет «Америка», с которым связаны лучшие годы его жизни.


Скончался капитан 1-го ранга Александр Арсеньевич Болтин 22 апреля 1901 г., после продолжительной болезни. Сообщение о его смерти было опубликовано в газете «Одесский листок», некоторых центральных газетах. Похоронили А.Л. Болтина на Старом кладбище, в фамильном склепе. В XIX веке на этом месте покоились самые видные граждане Одессы, но в 30-е годы XX кладбище было ликвидировано.


Список использованной литературы:

1 Болтин А. Несколько слов о бриге «Полинур // «Морской сборник». 1851 №

12(Т.V)/ С. 498-503

2 Болтин А. Шторм в Восточном океане, выдержанный фрегатом «Паллада //Морской

сборник. 1855 №7 (Т.XVII)/ С. 7-10/498-503.

3 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» (Очерки путешествия). М. 1857

4 Латышев В.М., Дударец Г.И. Пароходо-корвет «Америка и его командир А.А.

Болтин. – Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2018

5 «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» -

https://gerbovnik.ru/arms/500.html