Александр Арсеньевич Болтин родился 13 августа 1832 г. в с. Георгиевском
Холмского уезда Псковской губернии в семье отставного помещика 14-го класса Арсения
Александровича и его жены Евлампии Михайловны. В 1841 г. отец Александра Болтина
неожиданно умирает, а мать продает поместье Георгиевское и переезжает в соседний
Даньковский уезд, где жили много численные родственники. Здесь и прошли детские годы
будущего капитана.
Род Болтиных был одним из самых заметных среди дворянских фамилий и имел свой
герб. В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи», помимо рисунка
герба и его описания, помещена краткая информация о происхождении Болтиных:
«Предок рода Болтиных Мурза Кутлубага, а по крещении названный Георгием,
выехал из большой Орды. У сего Георгия был сын Михайло Юрьевич, по прозванию Болт,
коего потомки Болтины Российскому Престолу служили наместниками, стольниками,
воеводами и в иных чинах, и жалованы были от Государей в 7001/1496 и других годах
поместьями. Все сие доказывается жалованными на поместья грамотами, справкой
разряднаго архива и родословной Болтиных.»
В 1849 г., в возрасте 17 лет, Александр Болтин поступает на службу в Балтийский
флот, в 24-й флотский экипаж, и получает звание юнкера. Сначала юнкера приписывают к
команде фрегата «Паллада», а затем командируют на бриг «Улисс», на котором юнкер А.
Болтин и совершает свое первое плавание. В 1851 г, после успешной сдачи экзаменов,
которые принимала Особая комиссия Морского ведомства в Морском кадетском корпусе, Александр Болтин был произведен в мичманы и зачислен в 24-й флотский экипаж, а затем откомандирован на бриг «Полинур». По итогам плавания он написал статью «Несколько слов о бриге «Полинур», которая была напечатана в декабрьском номере известного журнала «Морской сборник» за 1851 г.
В 1852 г. Александра Болтина направляют на фрегат «Паллада», который готовится к
экспедиции с дипломатической миссией вице-адмирала Е.В. Путятина в Японию. О
плавании фрегата «Паллада» написано немало книг – и научных, и художественных. В
очерках о путешествии «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, участника экспедиции, есть
упоминания о мичмане Александре Болтине - хорошем товарище, бесстрашном и
находчивом молодом офицере, художнике, чьи навыки помогли в топографической съемке
восточных берегов. Плавание на Дальний Восток было долгим и сложным, участникам
экспедиции пришлось пережить немало, один такой опасный эпизод описал и сам Болтин в
статье для «Морского сборника» - «Шторм в Восточном океане, выдержанный фрегатом
«Паллада» (1855 год, № 7). Помимо чисто технических данных о том, под какими парусами шел фрегат, как их меняли, много и художественного описания морской стихии,
обрушившейся на корабль посреди океана.
Весной 1854 г. на Дальний Восток пришло сообщение о разрыве дипломатических
отношений с Англией и Францией, началась подготовка к военным действиям. Мичман А.
Болтин получил назначение на должность старшего офицера на фрегат «Аврора» и служил
в Николаевске при постройке береговых батарей. За безупречную службу и примерное
поведение 4 ноября 1854 г. Александр Болтин произведен в лейтенанты, а уже через три месяца, 9 февраля 1855 г. - в капитан-лейтенанты, что по меркам того времени означает большое поощрение. В послужном списке офицера указано, что он «находился в военном действии на Амуре с 1 июня 1855 г. по 10 июня 1856 г.». 26 апреля 1856 г. он получил бронзовую медаль на Андреевской ленте в «Память минувшей войны 1853 и 1856 г.».
В 1856-1857 гг. А. Болтин командовал транспортом «Иртыш», затем пароходом
«Амур» и выполнял особые поручения командования. В Российском государственном
архиве Дальнего Востока (г. Владивосток), находится переписка о командировках капитан-лейтенанта Болтина на о. Сахалин для осмотра каменноугольных месторождений и в экспедицию по р. Амгунь для ознакомления с жизнью малых народов. В донесениях
капитан-лейтенанта, помимо ответов на задачи, поставленные перед поездкой, описаны и
трудные условия путешествий, и какую смекалку проявляли казаки со своим командиром в
поездке.
В 1858 г. Александр Болтин был назначен командиром самого быстроходного корабля
Сибирской флотилии – пароходо-корвета «Америка» и награжден орденом Св. Анны 3-й
степени. В 1859 г., под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-
Амурского, «Америка» совершила историческое плавание, прославившее и пароход, и его команду. Первым пунктом захода был японский порт Хакодате, после этого «Америка» под командованием А.А. Болтина и по указанию генерал-губернатора отправилась в Китай, по пути решив осмотреть берега Приморья между мысом Поворотный и устьем реки Туманная. В этот момент были открыты и получили свои названия бухта Находка, заливы Америка (Находка), Амурский и Уссурийский, полуостров Муравьева-Амурского, острова Путятина, Русский, Аскольд и ряд других географических объектов. По итогам
исследований в 1859 г. была составлена и напечатана первая карта залива Петр Великий, с указанием, что осмотр берегов залива Америка и гавани Находка произведен экипажем пароходо-корвета «Америка».
В 1859 г. Александр Болтин женился на иркутской красавице, дочери надворного
советника Александре Владимировне Геблер. 5 июля 1860 г. у него родился первый сын –
Владимир, 17 февраля 1862 г. – сын Арсений.
В течение 1860-1866 гг. А.А. Болтин «сам командиром» на пароходо-корвете
«Америка» ходил по реке Амур, к берегам Японии, Китая, Кореи; в 1962 г. произведен в
капитаны 2-го ранга; был награжден орденами Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 2-й
степени. В Российском государственном архиве Военно-Морского флота хранятся и
доступны для исследователей многочисленные рапорта Александра Арсеньевича,
написанные в этот период и свидетельствующие о непростой службе экипажа пароходо-
корвета и его командира в морях Дальнего Востока.
В марте 1866 г. Александр Арсеньевич Болтин получил звание капитана 1-го ранга с
переводом в Балтийский флот, но отбыл в Кронштадт только после 11 мая 1867 г., когда он сдал пароходо-корвет преемнику. Как указано в послужных списках, к моменту окончания службы на Дальнем Востоке Александр Арсеньевич «был вдов от первого брака».
В марте 1870 г. капитан 1-го ранга А.А. Болтин уволился со службы по болезни,
переехал в г. Одесса и поступил на службу в РОПиТ (Русское общество пароходства и
торговли) в качестве капитана парохода «Аксай». После крушения парохода «Аксай», в котором не установлено вины капитана, Александр Арсеньевич некоторое время служил в одесской конторе РОПиТ, а затем капитаном парохода «Бельбек».
В Одессе Болтин женился на молодой вдове Елизавете Николаевне Розетти, у них
родились три дочери – Елена, Александра и Неонила.
В 1885 г. градоначальником Одессы стал контр-адмирал П.А. Зеленой, двоюродный
брат А.А. Болтина и давний товарищ по плаванию на фрегате «Паллада». Зеленой
пригласил Александра Арсеньевича поработать в канцелярии градоначальника, а в 1889 г. назначил его брандмайором пожарных подразделений Одессы. Несмотря на отсутствие
опыта в пожарном деле, Болтин очень гордился этим назначением, лично выезжал на все
пожары и много сделал для развития службы в городе. Он организовал в Одессе пожарное общество и пожарную команду добровольцев, добился разделения города на участки, охраняемые ночными сторожами для раннего обнаружения пожаров, и создания
трубоочистительных отделений. Был разработал план пожарной реформы, которой, к
сожалению, не удалось воплотить в жизнь. В мае 1898 г. Александр Арсеньевич получил
сильную травму на пожаре, лечился в больнице, а немного позже, после особенно сильного пожара, унесшего жизни людей, ушел на пенсию.
Живя в Одессе, А.А. Болтин много времени посвящал рисованию. Он близко общался
с местными живописцами, присутствовал на их встречах – так появились шаржи художника
Г. Головкова на Александра Арсеньевича, участвовал в выставках. Одна из картин этого
периода – «Корабль в порту» - хранится в собрании Национального музея Украины
«Киевская картинная галерея». 11 репродукций рисунков А.А. Болтина, представленных на
выставке «Капитанские истории» в Музейно-выставочном центре г. Находка, получены из
Российского государственного архива ВМФ.
Сюжеты картин Александр Арсеньевич отражают его любовь к морю и память о
событиях далекой молодости – «Бриг «Улисс», Ураган (фрегат «Паллада») и др. Несмотря
на время, прошедшие после отъезда с Дальнего Востока, очень часто он изображал
пароходо-корвет «Америка», с которым связаны лучшие годы его жизни.
Скончался капитан 1-го ранга Александр Арсеньевич Болтин 22 апреля 1901 г., после
продолжительной болезни. Сообщение о его смерти было опубликовано в газете «Одесский листок», некоторых центральных газетах. Похоронили А.Л. Болтина на Старом кладбище, в фамильном склепе. В XIX веке на этом месте покоились самые видные граждане Одессы, но в 30-е годы XX кладбище было ликвидировано.
Список использованной литературы:
1 Болтин А. Несколько слов о бриге «Полинур // «Морской сборник». 1851 №
12(Т.V)/ С. 498-503
2 Болтин А. Шторм в Восточном океане, выдержанный фрегатом «Паллада //Морской
сборник. 1855 №7 (Т.XVII)/ С. 7-10/498-503.
3 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» (Очерки путешествия). М. 1857
4 Латышев В.М., Дударец Г.И. Пароходо-корвет «Америка и его командир А.А.
Болтин. – Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2018
5 «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» -
https://gerbovnik.ru/arms/500.html