Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Ленин в Находке: история одного памятника»

616
617
618
619
620

Монументальное искусство в городском пространстве занимает особое место. В каждом городе можно увидеть различные скульптуры и памятники. Пик популярности монументального искусства в нашей стране был отмечен в советские годы. К образу вождя революции Владимиру Ленину обращалось немало скульпторов – монументалистов. Во многих городах устанавливались памятники и бюсты Ленину. В Российских городах их насчитывается порядка 

 7000, 5 из них, есть в Находке. Скульптура вождя Советского государства, установленная на Центральной площади Находки (Фото.1) имеет особую ценность. Уникальность этой скульптуры в том, ее автор известный скульптор Михаил Константинович Аникушин.

О скульпторе Аникушине

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего. Учился в Ленинградском институте живописи архитектуры и скульптуры имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 года (Фото. 2) Фото 2. Аникушин Михаил Константинович - советский и российский скульптор.(19 сентября 1917 - 18 мая 1997 гг.)

За время работы у Михаила Константиновича сформировался свой определенный и запоминающийся стиль, выделяющий его работы среди других мастеров. Можно отметить, что он представитель классической, традиционалистской школы. С его легкой руки родились такие знаменитые в нашей стране произведения монументального искусства, как памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (Фото 3), мемориал Героическим защитникам Ленинграда (Фото 4), памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде.

Фото 3. Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (Скульптор: Аникушин М.К; Архитектор: Петров В.А.)

Фото 4. Мемориал Героическим защитникам Ленинграда (Скульптор: Аникушин М.К.; Архитекторы: Каменский В.А, Сперанский С.Б.)

Фото 5. Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (Скульптор: Аникушин М.К.; Архитектор: Каменский В.А.)

 Как же оказалось, что известный скульптор Михаил Аникушин стал автором памятника в Находке?

Вот что вспоминает Владимир Иванович Ремизов, главный архитектор Находки в 80-е годы: «Тенденция на установку памятников В.И. Ленина была еще актуальна. Горком партии г. Находка,, наслышанный об известном скульпторе Аникушине, работающем в жанре «Лениниана», предложил ему сотрудничество с нашими архитекторами. Михаил Константинович согласился и сообщил, что у него уже есть эскиз скульптуры, который, по его мнению, отлично украсит Центральную площадь в Находке. Меня как главного архитектора, отправили в первую командировку для знакомства с мастером».

Владимир Иванович несколько раз ездил в Санкт-Петербург к Михаилу Аникушину для обсуждения деталей установки, обговаривали все нюансы. «К сожалению, при самой установке скульптуры Михаил Константинович не присутствовал, но он вложил в это творение все свое мастерство» - вспоминает архитектор Владимир Иванович Ремизов.Привычно видеть скульптуры Ленина шаблонными, но Михаил Константинович вносил в свои работы индивидуальное видение и персональное мировоззрение.

Таким особенным подходом как раз отличается памятник Владимира Ильича Ленина в нашем городе. Интересно, что скульптура не застыла в привычной для нас стандартной позе, она изображает вождя мирового пролетариата, сидящим с газетой «Правда» в руке на ступенях. На лицевой стороне постамента – выбитая по красному граниту надпись «Владимиру Ильичу ЛЕНИНУ».

К юго-западу от памятника углом выступает стилобат – для возложения венков и цветов. Монумент располагается на широком подиуме, который с четырех сторон ограничен ступенями. Постамент и подиум выполнены из железобетона, отделаны гранитными плитами красного и серого цветов. Несомненно, эта скульптура внесла стилевую завершенность для главной площади Находки.

О важности сохранения культурного наследия советской эпохи

Современные дискуссии о судьбе памятников советской эпохи не утихают. Сносить или сохранить для потомков? Тем не менее, большинство экспертов считает, что каким бы ни было советское прошлое, его наследие, запечатленное в скульптурах и архитектуре городов, необходимо сохранить. Важно бережно хранить все виды искусства, независимо от того, чей образ они символизируют. Воевать с искусством и памятниками – это пустая война, заранее не имеющая ни победителей, ни проигравших.